Задержка речевого и психо-речевого развития представляет собой запаздывание освоения устной речи по возрастной норме. О задержке принято говорить, если в 2 года ребёнок почти не произносит слов, а в 3 года у него не сформирована связная речь.
Частота данного недуга достигает около 10% и, как правило, чаще всего возникает у мальчиков. Патология развития речи затормаживает и возрастное психическое развитие. Именно по этой причине состояние и обозначают как ЗПРР – задержка психо-речевого развития.
Причины
- инфекционные заболевания, отправления и травмы беременной женщины,
- кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери,
- тяжёлые роды,
- перенесение ребенком в раннем возрасте тяжелых инфекций и травм,
- генетические заболевания, нарушающие мозговую структуру,
- неправильное воспитание,
- психическая травма в раннем возрасте,
- а также некоторые ряд заболеваний может стать предпосылкой к задержке речевого и психо-речевого развития (ишемия головного мозга, гидроцефалия и патологии сосудов головного мозга).
Симптомы
- В четырёхмесячном возрасте ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается.
- В восемь–девять месяцев отсутствует лепет (повторение одинаковых слогов).
- В год малыш ведёт себя довольно-таки тихо, практически не издает звуков.
- В полтора года не говорит простых слов («мама», «папа», «дай») и даже не воспринимает их. Ребёнок совсем не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой. Даже возможно и не уметь жевать.
- В двухлетнем возрасте использует очень ограниченный набор слов. Также не повторяет за другими новые слова.
- В два с половиной года применяет не больше 20 слов. Есть трудности с составлением фраз. Помимо этого, ребёнок не понимает названий частей тела и предметов.
- В трёхлетнем возрасте ребёнку никак самостоятельно не составить предложение. Говорит чересчур быстро, проглатывая окончания. Или же наоборот, слишком медленно, растягивая слова. Зачастую, не может повторить сказанное другим человеком.
Диагностика
В Центре детского здоровья «Орикс» города Владикавказ проводится тщательная диагностика и только после неё назначается лечение. Диагностика включает в себя:
Диагностика включает:
- первичный осмотр детским неврологом,
- сбор анамнеза,
- консультация узких специалистов, в том числе и врача-педиатра,
- проведение тестирования речевых и психических функций,
- нейрофизиологическое обследование головного мозга
- и лабораторную диагностику.
Преимущества лечения задержки речевого и психо-речевого развития в Центре детского здоровья «Орикс» города Владикавказ
В индивидуальном порядке мы назначаем медикаментозное лечение, которое, как правило, включает в себя приём средств для улучшения обменных процессов в мозговой ткани. Также показана кинезетерапия (лечебный массаж), магнитотерапия и электроакупунктура.
Важно отметить, что развитие речи – это довольно-таки длительный и трудоёмкий процесс. И он вовсе не ограничивается аппаратными методиками. Помимо всего вышесказанного нужны и важны занятиями с логопедом и нейропсихолом.
Небольшой лайфхак для родителей: очень полезно, чтобы в доме на фоне звучали сказки, которые произносят дикторы с поставленной речью и правильными интонациями.