Дислексией называют распространенное специфическое расстройство способности к обучению. Для неё характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом под диктовку. Это расстройство приводит к трудностям понимания прочитанного и недостатку объема изучаемых материалов. А в дальнейшем — к ограничению словарного запаса и имеющегося объема знаний.
Самые первые симптомы дислексии (вне зависимости от возраста, эта категория симптомов очень важна,):
- неуклюжий захват ручки (или любого другого инструмента письма),
- проблемы со вниманием и концентрацией,
- плохая память,
- изменение буквенного порядка при составлении слов,
- изменение буквенного, слогового или числового порядка при написании и зачитывании,
- отказ от чтения вслух и написания сочинений,
- трудности в изучении алфавита и таблицы умножения,
- затруднения в простейшем ориентировании (лево-право, верх-низ и так далее),
- проблемы с выполнением элементарных указаний,
- трудности в освоении правописания и принципов чтения.
Симптомы всегда будут зависеть от вида дислексии. Выделяют следующие виды нарушения:
- При мнестической дислексии ребёнку не понять, какой звук обозначает та или иная буква. И, соответственно, не способен усвоить алфавит.
- Аграмматическая дислексия – недоразвитая речь, ошибки в грамматической конструкции. То есть времена, падежи и окончания согласуются неверно, например, «я хотеть пойти дом», «серый кошка» и тому подобное).
- Семантическая дислексия. При данного рода расстройстве, читая, ребенок произносит слова правильно, но не осознаёт их смысловое значение. Показателем данного вида служит неспособность составить слова и фразы из различных слогов.
- Тактильная дислексия – характерна для незрячих людей. В процессе чтения по Брайлю пальцы дислексика соскальзывают на другие строки, а буквы путаются со схожими по написанию.
- Оптическая дислексия. При ней ребёнок не может распознавать графические изображения (буквы). По этой причине он и не способен научиться читать.
- Фонематическая дислексия — ребёнку не различить фонемы (звуки), близкие по восприятию на слух и по артикуляции (г-к, з-с, ж-ш).
Дислексия относится к заболеваниям, которые требуют комплексного подхода.
Диагностика
Дислексия у детей обследуется на предмет навыков чтения, слуха, уровня развития речи и когнитивных способностей. Также дети проходят психологическое обследование, подразумевающее под собой сбор анамнеза семьи.
Преимущества лечения дислексии в Центре детского здоровья «Орикс» города Владикавказ
Коррекция дислексии является индивидуальной. Действительно, не существует оптимального подхода для всех детей. К примеру, одним показано медикаментозное лечение, другим — работа с психологом.
Поскольку дислексия — логопедическое нарушение, то, разумеется, основную коррекцию проводит логопед. Однако и остеопатические техники, и методы воздействия на организм играют большое значение при устранении патологии.