При любых травмах и заболеваниях большую роль играет восстановительная терапия. И она не менее важна, чем основное лечение. Травматические, дегенеративные и воспалительные поражения, а также их последствия хорошо поддаются физиотерапии. Один из видов такого лечения — фонофорез.

Фонофорез — это метод глубочайшего воздействия на различные органы и части тела человека при помощи специального устройства, образующего волны ультразвука. Такие направленные действия улучшают циркуляцию крови за счет механических колебаний. Помимо этого, повышается проницаемость слизистых оболочек и кожного покрова, ускоряются обменные процессы. И как следствие, снижается болевой синдром при травмах. Что представляет собой процедура фонофорез с гидрокортизоном?
Что такое гидрокортизон?
Гидрокортизон — это гормон, вырабатываемый надпочечниками. В медицинской практике применяют его естественный концентрат или ацетат. Использование фонофореза в комплексе с лекарственным средством — довольно частая практика. Средства на основе гидрокортизона оказывают противовоспалительное, противоаллергическое, иммунодепрессивное, противозудное, противошоковое, антиэкссудативное, глюкокортикоидное действие.

Под влиянием ультразвука лекарство проникает в ткани гораздо быстрее и глубже, чем это происходит при накожных аппликациях. При стандартном применении, например, нанесении лекарственного средства на больное место наружно, невозможно обеспечить интенсивное воздействие. Именно в комплексе с физиотерапией достигается наилучший эффект, благодаря сочетанию физического воздействия и свойствам препарата, поэтому процедура фонофореза получила широкое распространение много лет назад. Хотя есть и минусы.

Лечебный эффект гидрокортизона
По своему составу это гормональный препарат. Как и любое гормональное средство, он требует строгого соблюдения инструкции и назначается врачом только по показаниям. Область применения гидрокортизона довольно широка. Его применяют в следующих случаях:

воспалительные и аутоиммунные суставные патологии — артриты и артрозы;
болезни органов дыхания — синусит, аллергический ринит, хронический тонзиллит;
рубцы и шрамы — в особенности после ожога и обширных операций;
энурез — ночное недержание мочи у детей;
хронические гастриты;
аутоиммунная прогрессирующая болезнь Шегрена;
дерматические заболевания — экземы и нейродермиты;
трофические язвы;
шпоры на пятках;
перелом трубчатой кости (в период срастания);
гипотрофия и мышечная атрофия;
одна из форм мастита;
воспалительный маточный процесс;
хронический простатит;
спайки в органах малого таза у женщин, спровоцированные воспалительным процессом из-за половых инфекций
Порядок проведения процедуры
Датчик для физиотерапии аналогичен тому, который используется при УЗИ диагностике. Отличие будет лишь в том, что проводником для ультразвука выступает не гель, а мазь на основе гидрокортизона. Этапы же проведения сеанса ничем не отличаются:

дезинфекция участка кожи, на который будет оказываться воздействие;
нанесение мази с гидрокортизоном и равномерное ее распределение;
воздействие ультразвуком определенной мощности в пределах различных частот.
Такой подход обеспечивает быстрое проникновение гидрокортизона в ткани. А чередование разных частот дает хорошие результаты в долгосрочной перспективе, несмотря на небольшую продолжительность сеанса. После окончания процедуры фонофореза с гидрокортизоном не следует удалять мазь с тела еще 2–3 часа. Для получения положительного эффекта необходим курс из 10–14 ежедневных процедур. Обратите внимание, что повторное лечение возможно не ранее, чем по прошествии 3–5 месяцев.
Механизм воздействия

Транспортировка любого лекарственного средства через кожу ограничивается ее способностью проникать в эпидермис (верхний слой кожи) и дерму (глубокий слой). Самый простой и верный путь — через сальные железы и волосяные фолликулы, поэтому нагревание кожи перед проведением процедуры значительно увеличивает скорость и процент передачи лекарств.

Прогрев сразу же после фонофореза существенно увеличивает время поглощения гидрокортизона сосудистой системой организма. Датчики и приборы, которые применяются при физиотерапии, имеют множество режимов работы в разной частоте и интенсивности. При выборе аппарата врач ориентируется на решение основной проблемы без повреждения кожных покровов. И только потом, устанавливает темп и частоту воздействия, принимая во внимание ощущения пациента и особенности его организма, исключая противопоказания и патологии.

Преимущества проведения фонофореза

На основе большинства клинических картин отмечается, что физиотерапия положительно влияет на динамику лечения, таким образом, реабилитация и выздоровление пациента проходят в разы быстрее. Это происходит по ряду причин:

ультразвук способствует ускоренному и глубокому проникновению лекарственных веществ в кожные покровы и ткани, прицельно воздействуя на пораженную область;
нет необходимости терпеть болезненные процедуры и подвергать организм стрессу;
доступная стоимость сеанса и удобство применения.
Необходимо знать, фонофорез не даст мгновенных результатов. Потребуется несколько сеансов, чтобы заметить эффект от применения. Лекарство должно накопиться в коже в течение 5–7 дней и достичь необходимого терапевтического значения. Однако, будучи разработанным довольно давно и являясь препаратом старого поколения, гидрокортизон имеет ряд серьезных противопоказаний.

Противопоказания к применению фонофореза с гидрокортизоном
запрещено проводить в период беременности;
онкологические заболевания на разной стадии;
сердечно-сосудистые заболевания, в том числе наджелудочковая тахикардия и мерцательная аритмия;
воспаление кожных покровов и слизистых оболочек.